Автомобильный диагностический OBD, OBD I и OBD II разъем и для чего он нужен?

21 января 2015


Практически все автомобили с различными электронными системами управления обладают OBD разъемом. Владельцам часто приходится в автосервисах сталкиваться с обозначением OBD, например – диагностика автомобиля по OBD II разъему, сканирование ошибок двигателя или их устранение и все что связано с компьютерной диагностикой автомобиля. Но не каждый догадывается, для чего необходим этот разъем и что он может обозначать. 

Система OBD, а если быть точнее диагностический разъем в автомобиле OBD-II 

OBD (от англ. On board diagnostics, бортовая диагностика) предполагает наличие в автомобиле диагностического разъема. OBD разъем позволяет подключать к автомобилю, ноутбук с необходимым программным обеспечение, специально узконаправленного сканера или смартфона с каким-либо программным обеспечением.

Обычно OBD II расположен на большинстве современных автомобилях, сам диагностический разъем расположен под рулевым колесом управления транспортного средства, но не всегда. 

Универсальный, автомобильный диагностический разъем OBD II
На рисунке показано гнездо OBD II разъема с его обозначениями.

Само по себе присутствие в автомобиле OBD разъема обозначает возможность диагностики транспортного средства, позволяя считывать необходимую информацию с разных бортовых систем управления автомобилем (ЭБУ), например - двигателем, управляющих блоков AIRBAG (подушки безопасности), систем ABS и пр..., позволяя тем самым проверять и тестировать на пригодность к эксплуатации, состояние электронных систем автомобиля.

Немного истории про диагностический OBD разъем.

Появилась OBD разработка в США примерно с начала 80-х годов. Основной задачей внедрения в автомобилестроение, борьба за экологию на планете, а если быть точнее, контролировать состав выхлопных газов автомобилей и следить за исправностью работы систем транспортного средства, пытаясь тем самым отследить и понизить токсичность газов выхлопной системы. 

Перво этапный OBD разъем был придуман для диагностики датчиков кислорода, систему питания ДВС, систему рециркуляции (EGR) и блока управления основным двигателем (ЭБУ), для определения уровня токсичности выхлопных газов автомобилей. 

Самые первые версии, так называемые OBD-I, могли только определить отсутствие или наличие неполадок, но этим все и заканчивалось т.к., исправить проблему они не могли. 

Примечание! На начальном этапе каждый производитель автомобилей, обладал своим личным стандартом диагностического OBD-I разъема и специальным оборудованием у каждого производителя для проверки и считывания данных было свое, осложняя тем самым задачу проверки мульбрендовых марок автомобилей и диагностировать на наличие ошибок в одном сервисе.

Компания AUTHOR придумала защитный элемент OBD -разъема «OBD BLOCK»
Компания AUTHOR придумала защитный элемент OBD -разъема «OBD BLOCK».

Учитывая сложность диагностики разных транспортных средств, развитие диагностического разъема, привело к более общему и универсальному разъему OBD II.

При помощи OBD-II есть возможность информацию о работоспособности и состоянии разных систем любого транспортного средства, имея при этом только один вариант подключаемой вилки диагностики. 

ВАЖНО! У диагностического разъема есть другая сторона медали, при помощи него можно перепрограммировать автомобиль и добраться с использованием необходимого оборудования до программного обеспечения с целью угона. Защитить OBD разъем транспортного средства можно при помощи АВТОРСКОЙ защиты, а именно установив защитный OBD-BLOCK от компании AUTHOR

Так универсальность диагностического OBD-II разъема, позволила проверять автомобили разных марок в одном сервисе и обнаруживать ошибки с неисправностью на микро уровне, что облегчило задачу в разы и уменьшило рабочий инвентарь.

Стандарт OBD II разъема стал обязательным для транспортного средства с 2001 г., а на законодательном уровне, применительно к составу отработавших газов. 

  • В Европе, диагностический разъем назвали «EOBD. 
  • В Японии стандарт диагностического разъема называется «JOBD».

Выводы

Сегодня OBD II - это не просто разъем с необходимой распиновкой, обладающий нужной коммутируемостью с транспортным средством, по различным протоколами связи для отображения информации при помощи специального оборудования. Это еще и портфель требований, которым должны соответствовать авто производители.