Автомобильный диагностический OBD, OBD I и OBD II разъем и для чего он нужен?
Практически все автомобили с различными электронными системами управления обладают OBD разъемом. Владельцам часто приходится в автосервисах сталкиваться с обозначением OBD, например – диагностика автомобиля по OBD II разъему, сканирование ошибок двигателя или их устранение и все что связано с компьютерной диагностикой автомобиля. Но не каждый догадывается, для чего необходим этот разъем и что он может обозначать.
Система OBD, а если быть точнее диагностический разъем в автомобиле OBD-II
OBD (от англ. On board diagnostics, бортовая диагностика) предполагает наличие в автомобиле диагностического разъема. OBD разъем позволяет подключать к автомобилю, ноутбук с необходимым программным обеспечение, специально узконаправленного сканера или смартфона с каким-либо программным обеспечением.
Обычно OBD II расположен на большинстве современных автомобилях, сам диагностический разъем расположен под рулевым колесом управления транспортного средства, но не всегда.
Само по себе присутствие в автомобиле OBD разъема обозначает возможность диагностики транспортного средства, позволяя считывать необходимую информацию с разных бортовых систем управления автомобилем (ЭБУ), например - двигателем, управляющих блоков AIRBAG (подушки безопасности), систем ABS и пр..., позволяя тем самым проверять и тестировать на пригодность к эксплуатации, состояние электронных систем автомобиля.
Немного истории про диагностический OBD разъем.
Появилась OBD разработка в США примерно с начала 80-х годов. Основной задачей внедрения в автомобилестроение, борьба за экологию на планете, а если быть точнее, контролировать состав выхлопных газов автомобилей и следить за исправностью работы систем транспортного средства, пытаясь тем самым отследить и понизить токсичность газов выхлопной системы.
Перво этапный OBD разъем был придуман для диагностики датчиков кислорода, систему питания ДВС, систему рециркуляции (EGR) и блока управления основным двигателем (ЭБУ), для определения уровня токсичности выхлопных газов автомобилей.
Самые первые версии, так называемые OBD-I, могли только определить отсутствие или наличие неполадок, но этим все и заканчивалось т.к., исправить проблему они не могли.
Примечание! На начальном этапе каждый производитель автомобилей, обладал своим личным стандартом диагностического OBD-I разъема и специальным оборудованием у каждого производителя для проверки и считывания данных было свое, осложняя тем самым задачу проверки мульбрендовых марок автомобилей и диагностировать на наличие ошибок в одном сервисе.
Учитывая сложность диагностики разных транспортных средств, развитие диагностического разъема, привело к более общему и универсальному разъему OBD II.
При помощи OBD-II есть возможность информацию о работоспособности и состоянии разных систем любого транспортного средства, имея при этом только один вариант подключаемой вилки диагностики.
ВАЖНО! У диагностического разъема есть другая сторона медали, при помощи него можно перепрограммировать автомобиль и добраться с использованием необходимого оборудования до программного обеспечения с целью угона. Защитить OBD разъем транспортного средства можно при помощи АВТОРСКОЙ защиты, а именно установив защитный OBD-BLOCK от компании AUTHOR.
Так универсальность диагностического OBD-II разъема, позволила проверять автомобили разных марок в одном сервисе и обнаруживать ошибки с неисправностью на микро уровне, что облегчило задачу в разы и уменьшило рабочий инвентарь.
Стандарт OBD II разъема стал обязательным для транспортного средства с 2001 г., а на законодательном уровне, применительно к составу отработавших газов.
- В Европе, диагностический разъем назвали «EOBD.
- В Японии стандарт диагностического разъема называется «JOBD».
Выводы
Сегодня OBD II - это не просто разъем с необходимой распиновкой, обладающий нужной коммутируемостью с транспортным средством, по различным протоколами связи для отображения информации при помощи специального оборудования. Это еще и портфель требований, которым должны соответствовать авто производители.